Новая энергетика - Водородная энергетика
В России эксперименты по использованию водородного топлива начались в конце 1941 года, когда был создан первый автомобиль на водородном топливе. С 70-х годов велись активные исследования в области разработки топливных элементов, использующих водород в качестве горючего. Однако в 90-е годы эти работы полностью прекратились.
В 2003 году по инициативе ГМК Норильский никель и РАН эти работы были возобновлены. Реализуется комплексная программа исследований и экспериментальных работ по производству и использованию водорода и топливных элементов, в которой принимают участие десятки НИИ и вузов. Институт экономических стратегий, Международный институт Питирима Сорокина–Николая Кондратьева и кафедра Российской академии государственной службы при президенте РФ разрабатывают концепцию национальной научно-инновационной программы Водородная энергетика . Сейчас эта программа проводится при поддержке национальной инновационной компании Новые энергетические проекты (НИК НЭП).
Одно из направлений программы Водородная энергетика – это разработка портативных водородных топливных элементов для автотранспорта, в которой участвуют НИК НЭП, РАН, федеральные научные центры, ядерные центры, конструкторские организации в области промышленности и космического строения. Разработчики признают, что главная проблема, стоящая на пути внедрения топливных элементов,– слишком высокая их цена.
Поэтому водороду в автомобильном транспорте России придумали еще одно применение. По оценке Национальной ассоциации водородной энергетики, добавление в автомобильный бензин одной четверти массовой доли водорода позволит сократить расход топлива в два с половиной раза и во много раз снизить загрязнение окружающей среды. Однако сейчас в связи отсутствием массового производства водорода расходы на такое топливо буду в несколько раз выше, чем на бензин или газ. Впрочем, и автомобильные двигатели, которые будут работать на таком топливе, в России только разрабатываются.
В отличие от развитых стран, где основной упор делается на освоение водородных топливных элементов в транспортной сфере, для России такой первоочередной сферой является инфраструктура. Это объясняется тем, что действующие энергоустановки, теплотрассы и линии электропередачи достигли предельного износа. Проблема может быть решена, в частности, с помощью перехода к энергетическим установкам на основе водородных топливных элементов. В эту тенденцию вписывается и направление в оборонной промышленности, связанное с водородной энергетикой. Сюда входят стационарные энергетические установки, которые в будущем можно будет использовать для энергообеспечения военных городков и баз.
Россия также является участником международных проектов по созданию современных систем хранения водорода и разработке портативных топливных элементов. Эти работы, в свою очередь, подкрепляются со стороны НИК НЭП. В этом году планируется запустить крупномасштабные двусторонние проекты совместно с США и Германией. Также ведутся переговоры с Италией, Китаем и Индией.
Читайте: |
---|
Курская АЭСКурская АЭС — атомная электрическая станция в России, расположена в г. Курчатове Курской области, в 40 км к западу от г. Курска ... |
Усть-Илимская ГЭСУсть-Или мская гидроэлектроста нция — на реке Ангара в Иркутской области, в городе Усть-Илимск. Является третьей ступенью Ангарс... |
Саратовская ГЭССаратовская гидроэлектростанция (им. Ленинского комсомола) — на реке Волга в Саратовской области, в городе Балаково. Входит вВол... |
Змиевская ТЭС ОАО ЦентрэнергоЗмиевская ТЭС (до 1998 г. ГРЭС) входит в систему ОАО Государственная энергогенерирующая компания Центрэнерго Министерства топ... |
Козлодуй (АЭС)АЭС «Козлодуй» — действующая атомная электростанция в Болгарии. Станция расположена на берегу р. Дунай, в 200 км к северу от сто... |
Хмельницкая АЭСОбщие сведения. Хмельницкая АЭС (ХАЭС) расположена в Славутском районе Хмельницкой области возле реки Горынь. Основное назначени... |